Руководитель кураторской службы Екатеринодарской духовной семинарии, протоиерей Константин Капранов, возглавил встречу со студентами

 

28.01.2021. протоиерей Константин Капранов возглавил встречу кураторов с воспитанниками Екатеринодарской духовной семинарии.

 Первая часть встречи 28 января кураторов со студентами представляла собой рассказ каждого из пяти кураторов о себе, о своем жизненном пути, о духовном становлении. Предполагалось, что основной темой встречи станет тема «Этикет» в церковном его понимании. Но разговор шел о целях и задачах преобразованной кураторской службы семинарии. О духовной атмосфере семинарии, о важности доверия между учащими и учащимися, т.е. – о выстраивании духовной укладности семинарской жизни. Третья часть была посвящена немногочисленным вопросам студентов.

 

Протоиерей Константин Капранов:

 

– На недавнем кураторском совещании мы пришли к выводу, что необходимо создать такую программу работы кураторской службы Екатеринодарской духовной семинарии, которая бы пролонгированно действовала, начиная с пропедевтического курса и заканчивая 4-м курсом, – по крайней мере, мы попытаемся это сделать. Естественно, эту программу необходимо сформировать таким образом, чтобы темы, которые являются злободневными, актуальными для пропедевтов, они, для них и прозвучали. Что же касается 3-го, 4-го курса, то это уже время, когда человек определяется, будет ли он избирать для себя путь монашества, или это будет путь человека семейного. Соответственно и выбор тем программы должен быть с учетом соответствующих запросов. С объяснениями недоумений, каких-то заблуждений, высвечиванием каких-то шероховатостей, с передачей студентам необходимого опыта. Это первое. То есть мы будем стараться участвовать в вашем духовном становлении, в вашей духовной жизни. Подчеркну: нас будут интересовать, прежде всего, вопросы духовной жизни. Об этом мы с вами и будем говорить в личных встречах.

 

Мы также намерены попытаться возродить киноклуб. По благословению и.о. ректора отца Михаила мы в ближайшее время представим вам лучшие фильмы последнего православного кубанского кинофестиваля «Вечевой колокол». Дадим комментарий, постараемся пояснить подтекст, с обращением внимания на детали того или иного фильма, рассказать об их создании и авторах.

 

Мы, конечно, попытаемся составить подборку и других фильмов для просмотра на отдельных курсах вместе с вашими кураторами. Это будут фильмы, в том числе, и игровые. Среди них будут фильмы голливудские, которые иногда даже нужно, как мне кажется, посмотреть современному православному христианину, а священнику тем более. Это будут фильмы, которые очень хорошо отражают состояние человека в разных жизненных ситуациях. Они рассказывают образно, языком кино, а язык этот всеми нами обычно очень хорошо воспринимается. Увиденное остается в памяти, иногда даже в сердце. Порой, к этим образам возвращаешься потом на протяжении многих лет.

 

Мы, естественно, хотели бы, чтобы в вашем лице Церковь получила людей честных, искренних, живых. При этом внутренне достаточно свободных. Не в смысле – либеральных, позволяющих себе всяческие вольности в толковании жизни Церкви, ее традиций и так далее. А свободных в свете верности Правде – Христу, Евангелию, невзирая ни на какие жизненные вызовы.

 

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что все вы родились в разных семьях, с разной культурой, с разным образовательным уровнем ваших родителей, ваших дедушек и бабушек. В ваших семьях были разные традиции, разные, именно для вас актуальные вопросы и проблемы. И в этом смысле вы, каждый из вас, – люди в каком-то смысле уникальные. Уникальные – в неповторимости сочетания человеческих качеств. Вы – носители природы своих предков. В этом смысле вы, конечно, очень непохожи друг на друга. У нас и нет задачи – сделать вас однотипными, одинаковыми. У нас нет задачи заставить вас во что бы то ни стало исполнять правила, чтобы в итоге вы, как зазомбированные, вышли из этих стен, и просто тупо, простите за это слово, выполняли то, что от вас требуется. Безусловно, такой задачи нет и быть не может. Потому, что мы уважаем вашу свободу, мы уважаем то, что вы сделали этот непростой выбор – пришли в эти семинарские стены. Но, в то же время, нам бы хотелось, чтобы вы точно всегда помнили – зачем вы здесь, какую цель преследует ваше обучение, ваше общение, вот, в том числе, и с нами, в период семинарского обучения.

 

Основной целью, основной задачей, которую мы видим перед собой, является воспитание в вас любви к Церкви, любви к благочестию, любви к правде, любви к ближним, любви к Богу. Вот то – основное, что должно быть обязательным критерием, качеством вашей души по окончании предлежащего курса.

 

Я понимаю, что в вашем возрасте всегда есть некое «протестное» настроение, когда вам кажется, что совершенно бессмысленно вас заставляют, условно говоря, каждый день чистить зубы, обувь, следить за своими ногтями на руках, умываться, гладить форму и т. д. Это наверняка может напоминать некую муштру, какое-то армейское как бы состояние.

 

Кроме того, от вас нередко требуют зубрежки предметов и т. п. И многие, быть может, в этой связи начинают терять интерес к учебе, им может казаться, что они ошиблись со своим выбором. Я бы хотел вам напомнить: то, что здесь происходит, имеет очень простую цель. Через навык, который приобретается посредством в том числе и осмысленных повторений, в итоге должно произойти преображение вашей души, вашего сердца, вашей природы – в лучшем смысле. Эти навыки, которые сейчас и здесь, как в обстоятельствах, можно сказать, военно-полевых, вы нарабатываете для себя, они потом, когда вы, выйдя за стены семинарии, получите, как вам будет казаться, уже абсолютную свободу, так вот навыки тогда должны будут сработать. И, Бог даст, через рукоположение вы получите право служения Христу.

 

Навыки эти вырабатываются – как в курсе молодого бойца, как в курсе медицинских каких-то сообществ, где человека, например, приучают работать с мертвым телом человеческим, с тяжелыми запахами, и постепенно этот человек не просто привыкает к такому, но понимает, как к этому относиться, как реагировать на все такие внешние раздражители. В итоге человек формируется как личность, как специалист. В нашем случае формируется – как христианин, у которого должна быть внутренняя дисциплина, должен быть стержень, у которого через это должна открыться любовь к тому, что называется Устав церковный, к богослужению, где, конечно же, трепет, где страх Божий будут обязательным условием вашей успешности на этом поприще.

 

И нам не хотелось бы вырастить из вас ремесленников, для которых главное – претерпеть все ужасы семинарские, на выходе получить возможность выгодного трудоустройства, с какими-то, как вам может казаться, льготами, бонусами, материальным приобретением, устроенностью в жизни, безусловным уважением от окружающих людей. Все это нашей задачей не является.

 

Но мы не говорим и о том, что мы вас готовим к нищете, к обреченности, к одиночеству. Однако, надо сказать, умеренность, сдержанность, дисциплина внутренняя – они помогают человеку, христианину, – сначала состояться в праведности, а потом уже и стать настоящим добрым, живым, любящим священником, который будет любить служение Богу и людям. Который не будет отстаивать Литургию просто потому, что так надо, что ему так сказали, потому, что его туда послали, поставили, назначили ему в послушание. А потому – что он сам пожелал, пришел, потому что узнал, открыл, полюбил. Для него каждая Литургия – как будто впервые. Чтобы действительно вы для себя открыли любовь к Священному Писанию, к Библии, к Ветхому и Новому Завету, ко святым отцам.

 

Мы, конечно, хотели бы, чтобы какой-то наш опыт, которым мы пока еще способны делиться, стал отчасти и вашим опытом. Так случилось, что в эпоху пандемии Церковь сейчас имеет очень тяжелые потери. И эти потери вы знаете – за один год Русская Православная Церковь от Ковид-19 потеряла более 350-ти священников. А это примерно две епархии. Две епархии просто вымерло. И, соответственно, так уж получилось, что демографическая яма она, как раз коснулась возраста людей от 50-ти до 70-ти, т.е. там, впереди, никого нет. И так сложилось, что те, кому сейчас под 50, оказались крайними с точки зрения носителей некоего опыта, благодаря тому, что они общались с теми людьми, которые знали гонения, видели церковь в обстоятельствах очень тяжелых, ну и какой-то уже опыт свой приобрели.

 

Хотелось бы, чтобы вы благодаря наукам, благодаря живому общению, сформировали для себя тот образ пастыря, к которому будете стремиться потом всю свою жизнь. Чтобы на вопрос: «А кто из святых для вас является образцом для подражания», к выходу из семинарских стен вы точно знали ответ. Чтобы это был действительно тот удивительный случай, когда природа того святого человека, которого вы будете изучать благодаря истории, агиографии и прочим наукам, она стала отголоском вашей души, вашего сердца, вам понравился бы такой образ жизни, его идеи, идеалы, поступки. Чтобы вы всегда с него писали свою жизнь, к такому образу жизни стремились, подражали. Потому, что без идеала человеку жить нельзя – ни христианину, ни священнику.

 

И, безусловно, нам хотелось бы, чтобы у вас формировалось понимание духовной жизни как отношения обязательные с духовником.

 

Здесь, в этих стенах, конечно, было бы важно, чтобы вы поразмыслили и о том, что нельзя без духовника ни жить, ни спасаться, чтобы вы поняли необходимость иметь своего духовника, чтобы у вас было к этому желание и стремление. Речь идет, конечно, и об отношениях с духовником нашей семинарии, с отцом Корнилием, которого мы специально сюда также пригласили. Он наш союзник, наш собрат в этом процессе, человек, которому вы будете доверять свои души и сердца. Чтобы вы действительно понимали, что у него не просто административная обязанность вас слушать. Дело вовсе не в том, чтобы время от времени ставить галочку, что вы поисповедались формально. Это совершенно не то, к чему мы вас призываем или предлагаем вам. Мы хотим, чтобы вы всегда оставались живыми людьми – с живым сердцем, живой душой, живым разумом, и при этом, доверяли нам.

 

А те рассказы, что прозвучали в начале нашей с вами встречи, рассказ каждого куратора о самом себе – я надеюсь, помогут по-настоящему сформироваться доверию, доверию между нами и вами. То есть мы вам постарались открыться, мы вам рассказали то, что, поверьте, даже сидящие здесь наши собратья, наверняка, не все знали. Потому что это потаенная жизнь нашей души, это наши судьбы, которые мало кому известны – больше, наверное, нашим друзьям и родственникам. И вот, мы вас попытались включить в круг таких людей – наших друзей и родственников. Надеемся, что и вы нас включите в такой свой круг.

 

Благодарю вас за внимание!

 

Ну и хотелось бы для подведения некоего итога предоставить слово отцу Михаилу.

 

Протоиерей Михаил Литвинко:

 

– Ну что, дорогие отцы, братья! Надеюсь, вы все со временем оцените тот подход, который был вам предложен, ту кураторскую группу, которая была сформирована, оцените каждого из кураторов по достоинству, и их всех вместе, и постараетесь для себя из предложенного взять то самое лучшее, что вам будет помогать в жизни. Каждый, кто здесь делится с вами своим опытом, своими знаниями – есть тот человек, который предлагаем вам взять частичку себя для того, чтобы вы сами себя сформировали и потом уже свой опыт в будущем предлагали другим. В этом есть вот эта смена, передача опыта, смена поколений, и, в том числе, поколений именно священнических, о священническом служении. Поэтому мы надеемся, что у вас все получится, и вы будете действительно расположены к таковой открытой работе, которую предлагает вам семинарская кураторская служба. Руководителем кураторской службы назначен отец Константин Капранов, и все вопросы кураторской службы, как было сказано, решаются сообща, независимо, составляется свое мнение по каждому вопросу. Поэтому у вас есть уникальный шанс общаться с ними, открываться, вовлекать их в свою жизнь, и принимать их помощь и наставничество.

 

Ну и, конечно же, отдельная благодарность каждому из наших кураторов лично, и вам всем вместе, что приняли мое предложение, согласились на этот действительно тяжкий и, на самом деле, титанический труд, потому, что все на самом деле начинается с начала, с нуля, такого раньше не было, поэтому я вам искренне благодарен. Ваша работа, поверьте, это неоценимый вклад вообще в историю и развитие нашей духовной школы. Поэтому низкий вам поклон и благодарность.

 

Протоиерей Константин Капранов:

 

– Будет справедливо предоставить слово отцу Корнилию, как духовнику и нашему соратнику.

 

Иеромонах Корнилий (Иванов):

 

– Хочется пожелать обновленной или заново создаваемой семинарской структуре – успехов и взаимопонимания. К вам, дорогие братья, обращаемся все мы – и отец Михаил, и отец Константин, и кураторы, – успех данного делания будет только тогда, когда будет взаимное доверие, взаимное понимание. Естественно, оно испытывается временем, не сразу создается.

 

Но я очень надеюсь, братья, я искренне надеюсь, что эти братские, отеческие, сыновние отношения обязательно выстроятся. Самое главное, что они должны будут иметь свой плод, свой успех, свой результат. Недавно, будучи проректором, мне приходилось сталкиваться с тем, что, к сожалению, в семинарии не хватало вот этого выстроенного доверия, отеческого доверия. Когда студент нередко замыкался, ему не с кем было даже порой и поделиться своей проблемой, как-то открыть то, что у него наболело. К сожалению, такая болезнь, бывало, приобретала необратимые последствия и, к сожалению, приходилось со студентом прощаться.

 

Я очень надеюсь на Божию помощь, надеюсь, что и нашими общими усилиями – и кураторской службы, и воспитательской службы, и духовника – мы такую общность взаимопонимания, взаимной помощи, духовной помощи, обязательно найдем, выстроим. Во многом духовное здоровье нашей семинарии будет определяться такими взаимоотношениями.

 

Я искренне желаю всем нам помощи Божией, Божией милости. И чтобы мы сами не уставая трудились, и, дай Бог, чтобы увидели результаты нашего труда. Помоги нам Господи! Это смелое решение – так преобразить кураторскую службу – и дай Бог, чтобы оно обязательно реализовалось, искренне желаю, поверьте.

 

Протоиерей Константин:

 

— Вопросы будут? Вопросы есть?

 

Вопрос студента IV курса Сергея Панченко:

 

– В чем разница, и есть ли вообще существенная разница между старой кураторской службой и новой. Я разницы не ощутил.

 

Протоиерей Константин Капранов:

 

– Дело в том, что раньше действительно у кураторов не было собственно автономии, во-первых. И в решении некоторых вопросов и проблем, которые были видны, мы не имели ни такой поддержки, ни свободы и автономии, какую получаем сейчас. Откровенно говоря, сказать, что вот мы абсолютно уверены, что у нас все получится, что мы знаем, какой будет результат и что у нас все будет хорошо, – нельзя. Но – это наша надежда. Мы должны подъять такой груз, потому что по-другому не видим уже никакой возможности повлиять на ситуацию. И мы рады отметить, что именно отец Михаил эту идею и подал, он это и придумал – такую службу создать. Не без наших сопротивлений. Потому что правда – это очень тяжело. Мы сами понимаем, во что мы ввязываемся…

 

Архимандрит Трифон (Плотников):

 

– Тяжело и ответственно.

 

Протоиерей Константин Капранов:

 

– Да. И страшно. Потому, что мы будем отвечать теперь за вас в бОльшей степени.

 

Так вот, все-таки, главная разница – чаще будем видеться, во-первых. Сама программа кураторской службы будет намного шире, намного объемнее. И в вашей жизни она будет, вы это скоро заметите, очень часто себя проявлять. То есть не просто – пришел куратор один раз в месяц, как-то с вами пообщался и ушел.

 

Мы постараемся способствовать созданию атмосферы, если глобально, что называется, отвечать на этот вопрос, отношения отцов и сыновей. Вот этого мы хотели бы. Мы поэтому здесь с вами откровенничаем – чтобы вам было легче доверять нам, уважительно относиться к нам. А мы, в свою очередь, уважая вас, любя вас, будем стараться делать все возможное, чтобы помочь вам в вашем становлении, взрослении.

 

Однако, это возможно только в одном случае – если между нами и вами будет соработничество, если вы будете нас понимать, и, если понимание будет взаимным, если удастся выстроить взаимные уважительные отношения. Общение куратора со студентами может и должно быть шире рамок семинарских каких-то программ, важно развивать свои интересные идеи. Я боюсь о них сейчас говорить, но дай Бог сделать то, что задумано. Хотя бы на этом этапе.

 

Ну и самое главное, конечно, куратор должен стать любящим, внимательным отцом для каждого из своих подопечных, постоянно участвующим в вашей жизни, знающим не понаслышке. Участником всех хороших и, может быть, печальных событий. А иногда бывало так, что о каком-нибудь очередном, не самом лучшем, событии, мы оказывались оповещенными в самую последнюю очередь. Мы приезжали, а перед нами уже лежали кипы объяснительных, каких-то докладных. И видя, что это исправить уже невозможно, что процесс уже запущен, все уже, можно сказать, произошло, мы не успели отреагировать. Потому что, к сожалению, о случившемся не знали и просто принимали участие тем, что всего лишь ставили свою подпись. Или высказывая там два-три слова, поддерживая, или наоборот, уже соглашаясь с общим осуждением.  То есть идея в следующем – сблизиться с вами, приблизить вас к себе. Действительно создать почву для того, чтобы вы хотели быть лучше, чтобы ваша духовная жизнь начинала выстраиваться на более твердой основе. Ну, и, самое главное, какой-то образ пастыря. Все-таки рядом со старшими товарищами, которыми я позволю предположить, мы таки для вас являемся, вот это, конечно, главные цели и главное отличие.

 

Протоиерей Андрей Мищеряков:

 

– Можно добавить немножко?

 

Протоиерей Константин Капранов:

 

– Да, конечно.

 

Протоиерей Андрей:

 

– Дело в том, что те подвижки, которые сейчас происходят, может быть, сейчас вы еще не видите, хотя они и сейчас уже радикальны. То есть меняется, может быть, сама какая-то структура внутреннего управления семинарией. Такое даст свои плоды, но даст позже. Как и любой плод, и этот должен созреть.

 

Давайте смотреть правде в глаза, большинство студентов к семинарии относились как к системе, ну, то есть, на студенческом жаргоне семинария называется «система». То есть, человек попал, понимаете, не в духовное заведение, он попал не в какую-то христианскую семью, он попал не в отношения, он попал в «систему». И вот он в этой «системе» варится. Отец Константин правильно сказал – это отношения отца и детей.

 

Да, куратор должен заботиться о вас, как о детях. Но помните – отец может похвалить, но иногда должен и наказать. Именно отношения отцовства, может быть, четче выражают предлагаемую систему кураторства. Положение о кураторской службе только прорабатывается. В семинарии у нас получается три системы. Это духовник семинарии. Я хочу сразу сказать, что его мнение должно быть у нас доминирующим в отношении духовной жизни. Есть у вас духовники за пределами семинарии, нет у вас духовников – в пределах этих стен основное мнение – это, естественно, мнение семинарского духовника. Вторая, как бы система, – тьюторы, которые должны быть наставниками в учебном процессе. И вот третья структура, которая у нас есть – это кураторская служба.

 

Положение о кураторах мы еще до конца не выработали. Но само направление, сам вектор, с моей точки зрения, правильный. Почему? Потому, что он есть стремление изменить структуру воспитательного процесса, который выпестовывается в стенах семинарии. И на утверждение «мы пока не видим разницы» – надо сказать: «вы ее сейчас и не увидите», я честно хочу сказать. Может быть, плоды ее придут через несколько лет. Как мне кажется, это не должно быть той, по студенческому выражению, «системой». Мы с вами не должны быть людьми «системы». Очень хочу, чтобы человек, приходящий в семинарию, ощущал здесь себя человеком Церкви, приносил потом бы пользу Церкви, а не мыслил так, что он здесь вращается в «системе», потом отмучавшись, что-нибудь получит в конце концов, и все будет у него хорошо. Вот это, может быть и должно, коренным отличием.

 

Архимандрит Трифон (Плотников):

 

— То есть, студенты думали, что они попали в «систему»…

 

Протоиерей Андрей Мищеряков:

 

— Они не думают, они…Вы спросите… Вот честно скажите, кто семинарию называет «системой»? Вот без всякого… Вот они Вам все скажут, они все называют «системой»…

 

Протоиерей Константин Капранов:

 

— Кто не называет семинарию «системой»?

 

Архимандрит Трифон (Плотников):

 

– Студенты думали, что они попали в «систему», а они попали в три системы.

 

Смех в зале.

 

Протоиерей Андрей Мищеряков:

 

– Вот отец Трифон правильно заметил.

 

Протоиерей Михаил Литвинко:

 

– Хотел бы по этому поводу и своими мыслями поделиться. Надо сказать, думал об этом еще с момента своего обучения в духовной школе.

 

Когда продумывалась нынешняя структура нашей семинарии, хотелось действительно создать нечто такое, что бы являлось основой, базой для формирования молодого человека, его полноценного духовного роста, чтобы он чувствовал здесь вокруг себя основу духовности. И эту основу я видел, в первую очередь, в наставничестве. Отличие наше в том, что раньше нигде никогда такой системы не было. Любые кураторы работали всегда индивидуально, как они понимают, взаимно друг с другом не сообщаясь. И в принципе, никакого общего подхода не виделось и не предполагалось. А ныне вне зависимости от того, какой конкретно куратор будет у вас на курсе, хотелось бы предложить вам через каждого из них их общий взгляд на ваше духовное становление, созревание.

 

Общий подход – это то, что уже отличает, в первую очередь отличает – нынешнюю от прежней кураторской службы. У них должна быть выработана общая позиция, общие цели, общая программа.

 

Во-вторых, это ваше отношение, которое вы сами подтверждаете. В принципе, можете оставаться жить по канонам «системы», пожалуйста, никто не возражает. Но, если кто так желает жить – пожалуйста, будет в ответ и получать также. Кто-то живет по Ветхому Завету, кто-то по Новому, пожалуйста, вам решать. Здесь то же самое – кто-то по-старому – пожалуйста, живите по-старому, если не хотите принимать предложений перейти на новую площадку и попытаться нам самим здесь, сейчас создать нечто новое. Заложить новые основы для будущего развития нашей общей духовной школы. Вот этого действительно очень хотелось бы.

 

Ну и, конечно, участие кураторов в жизни и возможность их помощи всегда зависит от одного принципа, я, по крайней мере, так считаю, – если куратор первым узнал от студента о проблеме, значит, куратор работает. А если куратор узнал о проблеме от дежурного помощника, то это ли не значит, что он отстранился и не стремится никак помогать своему подопечному. Поэтому прежде всего от вас зависит, насколько близкими, добрыми, искренними, открытыми, честными отношения будут у вас выстроены с вашими кураторами. Надеюсь, что такая задумка реализуется и реализуется правильно, и вы поймете, самое главное, вы сами поймете правильный такой посыл.

 

Вопрос студента III курса Дмитрия Андреева:

 

– С какими вопросами можно подходить? Чтобы мы знали, что можно спросить. В том смысле, что нет смысла, ну чтобы лишнего туда-сюда не бегать, не отвлекать, как маленький ребенок – папа, папа, посмотри, я там что-то сделал…

 

Протоиерей Андрей Мищеряков:

 

– Честно сказать, давайте правде в глаза смотреть, у нас есть определенные положения, правила семинарии. Нарушение положений семинарии привлекает к какой-то административной ответственности. Она может быть разная – в форме увещевания, выговоров и т.д. и т.п. Допустим, вам сделали замечание… Ну, во-первых, давайте правде смотреть в глаза, вы знали, что так делать нельзя. Но если вы уж собрались там…, ну, бывает такое. Опоздал ты вовремя прийти, не пришел вовремя или лег, собрались где-то, я еще раз хочу сказать – этого быть не должно, но – об этом первым должен узнать куратор. Почему? Потому, что вот отец Михаил правильно сказал, дело в том, что бывают такие моменты, я сталкивался с таким же, что маховик разбирательства уже запущен, уже объяснительные лежат, уже все дело оформлено, уже сформировано о вас мнение, и куратор потом вдруг – последним – узнает, что кто-то что-то тяжкое сотворил, и заступиться, в каком значении «заступиться» – не оправдать поступок, некоторые поступки оправдать нельзя, но проявить какую-то такую заботу, может быть, как-то помочь он уже не может. Поэтому, естественно, все, что в вашей жизни происходит в стенах семинарии, и это не совсем личная ваша жизнь. Нужно разграничить, где личная жизнь, в эту сферу мы не можем вторгаться. Личная жизнь человека, внутренняя, сокровенная – всецело ему принадлежит. Но то, что происходит в стенах семинарии, в нашем общежитии, естественно, куратор должен об этом знать. Это не должно превратиться, с моей точки зрения, в «стучите и отверзется». Это должно быть по убеждению самого человека – провинился, приди и сам скажи, позвони, телефоны есть. Позвони и скажи – я вот, у меня вот произошел конфликт такой, я там с кем-то не могу найти общий язык, у меня там происходят какие-то внутренние переживания, я считаю, что мое пребывание здесь, в семинарии не является целью моей жизни. Или у меня есть мысли, там, допустим, уйти из семинарии, или, наоборот, принять монашество. Кстати, у нас в последнее время я не сталкивался с тем, чтобы кто-то желал принять монашество. Или еще что-то. Это вот те вопросы, которые, как мне кажется, в которых мы вам можем помочь в какой-то степени.

 

Протоиерей Михаил Литвинко:

 

– Вообще у нас все только начинается, поэтому мой вам совет – задавайте своим кураторам абсолютно все вопросы, хорошо? Именно с течением времени вы поймете, какие вопросы задавать можно, нужно, а какие совсем нет. И пускай вы это определите своим личным опытным путем. Так будет более правильно. Потом своих тех, кто будет поступать в следующем году, еще там, будете уже сами делиться своим опытом личным – что можно спрашивать у куратора, а чего нет. А поначалу – пожалуйста, все спрашивайте, так будет лучше.

 

 

Просмотров(202)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *